Идея паттерна Наблюдатель (Observer)

Паттерн (шаблон) проектирования — это продуманный способ построения исходного кода программы для решения часто возникающих в повседневном программировании проблем проектирования. Иными словами, это уже придуманное решения, для типичной задачи. При этом паттерн не готовое решение, а просто алгоритм действий, который должен привести к желаемому результату. Давайте рассмотрим один из наиболее часто используемых поведенческих паттернов — Наблюдатель (Observer).

Как я уже писал ранее, существует три вида паттернов проектирования:

  • Порождающие паттерны позволяют возможность выполнять инициализацию объектов наиболее удобным и оптимальным способом.
  • Структурные паттерны описывают взаимоотношения между различными классами или объектами, позволяя им совместно реализовывать поставленную задачу.
  • Поведенческие паттерны позволяют грамотно организовать связь между сущностями для оптимизации и упрощения их взаимодействия.

Наблюдатель (Observer) —  это поведенческий паттерн, который определяет зависимость между объектами типа «один ко многим» таким образом, что при изменении состояния одного из объектов все зависящие от него оповещаются об этом и при неоходимости автоматически обновляются. То есть, наблюдатель уведомляет все заинтересованные стороны о произошедшем событии или об изменении своего состояния.

Архитектура паттерна Наблюдатель (Observer)

Давайте рассмотрим диаграмму паттерна.

Observer UML

Observer UML

  • Observer — определяет интерфейс наблюдателя;
  • Subject (наблюдаемый объект) — определяет методы подключения и отключения наблюдателей;
  • ConcreteObserver — реализует интерфейс наблюдателя;
  • ConcreteSubject — конкретный тип наблюдаемого объекта.

Логика работы паттерна Наблюдатель (Observer)

Рассмотрим основную логику работы паттерна Наблюдатель. Существует два способа взаимодействия между объектами:

  • Pull-модель – Объект1 обращается к Объекту2 для выполнения каких-либо операций или получения данных. Соответственно Объект2 выполняет работу по требованию.
  • Push-модель – Объект2 уведомляет Объект1 о некотором событии. Соответственно Объект1 обрабатывает событие необходимым образом.

Паттерн Наблюдатель реализует push-модель взаимодействия. Он позволяет уменьшить связанность между основным и зависимыми классами. Обратите внимание, что классическая реализация данного паттерна не используется в языке C#, так как он предоставляет встроенные механизмы событийного взаимодействия объектов, такие делегаты, события (event), интерфейсы IObserver и IObservable. В языках платформы .NET паттерн Наблюдатель чаще всего реализуется с помощью событий. События представляют собой умную оболочку над делегатами, которая позволяет клиентам лишь подписываться на события или отказываться от подписки, а владельцу события — еще и инициировать событие для уведомления всех подписчиков.

Реализация паттерна проектирования Наблюдатель (Observer) на языке C#

Для начала создадим класс Наблюдаемого объекта Subject. В нем объявим событие OnSaved и создадим метод сохранения Save, который будет генерировать событие.

Далее создадим класс наблюдатель Observer, который будет подписан на событие сохранение наблюдаемого объекта и обрабатывать его, выводя на консоль сообщение.

Теперь нам осталось только создать и обратиться объектам в основной части программы.

Получаем следующий результат.

Observer result

Observer result

Исходный код программы можно посмотреть в репозитории https://github.com/shwanoff/Observer.

Рекомендую также изучить статью Паттерн Абстрактная фабрика (Abstract Factory)

P.S. Присоединяйся в любой удобной для тебя социальной сети. Для меня очень важно оставаться с тобой на связи, ведь у меня есть еще много полезной информации о программировании для тебя, которой я хочу с тобой поделиться.

Вконтакте
Telegram
Facebook
Twitter
Одноклассники
Дзен
Google+

 
×
%d такие блоггеры, как: